Игровые моменты на
уроке
Игру традиционно связывают с детством. Ребенок переступает порог школы, и с этого момента учеба занимает большую часть времени, теоретически становится ведущей деятельностью вплоть до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем характер ее таков, что позволяет решать возрастные задачи умственного, психического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.
Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
А ПРАВДА ЛИ, ЧТО…?
Творческие игры
А правда
ли, что…?
Творческие игры на уроках
русского языка.
В пособии подобраны вопросы
для учебной игры «Да» и «Нет». Эта игра проводится с целью проверки усвоения
учащимися теоретических знаний. Вопросы составлены по всем разделам курса
русского языка (вариант учебного
плана для школ с изучением языков
национальных меньшинств). Материал
пособия рекомендовано использовать при проведении фронтального опроса, тестовой
проверке знаний при тематическом контроле.
Рекомендовано учителям начальной
школы.
Игра «Да» и «Нет»
Правила
игры «Да» и «Нет»
Игра
проводится на этапе закрепления нового материала.
Можно
использовать вопросы игры при фронтальном опросе на этапе актуализации опорных
знаний учащихся, при тематической тестовой проверке знаний после изученной темы.
Правила
игры: внимательно слушать голос учителя, вопросы читаются только один раз,
переспрашивать не разрешается. После прочтения учителем вопроса необходимо
записать ответы: «Да» или «Нет» под соответствующим номером. Как вариант –
показать сигнальную карточку.
1.
А правда ли, что фонетика-это учение о
звуках речи? ( Да)
2.
А правда ли, что в русском языке 42 буквы? (Нет)
3.
А правда ли, что одна буква обозначает
только один звук? (Нет)
4.
А правда ли, что буква я обозначает два звука? (Да)
5.
А правда ли, что Ъ и Ь не обозначают
звуков? (Да)
6.
А правда ли, что Ъ знак называют
разделительным? (Да)
7.
А правда ли, что в русском языке 10 гласных звуков? (Нет)
8.
А правда ли, что в русском языке 6
гласных звуков? (Да)
9.
А правда ли, что все гласные в русском
языке обозначаются 10 буквами? (Да)
10. А
правда ли, что гласные звуки образуют слог?
(Да)
11. А
правда ли, что в русском языке 36 согласных звуков? (Да)
12. А
правда ли, что согласные звуки, которые состоят только из шума, называются
глухими? (Да)
13. А
правда ли, что согласные звуки, которые произносятся с участием голоса и шума,
называются звонкими? (Да)
14. А
правда ли, что согласные звуки образуют слог? (Нет)
15. А
правда ли, что твёрдые звуки [ж], [ц], [ш] не имеют мягких пар? (Да)
16. А
правда ли, что звуки [ж], [ц], [ш] всегда мягкие? (Нет)
17. А
правда ли, что звук [й] всегда твёрдый? (Нет)
18. А
правда ли, что звуки [х],[ц],[ч],[щ]
не имеют звонкой пары? (Да)
19. А
правда ли, что звуки [л], [м],[ н], [р], [й] называют сонорными. (Да)
20. А
правда ли, что ударение –это выделение одного из слогов в слове с большей
силой? (Да)
21. А
правда ли, что в некоторых словах перестановка ударения изменяет значение
слова? (Да)
22. А
правда ли, что ударение падает на согласный звук? (Нет)
23. А
правда ли, что в каждом слоге есть обязательно гласный звук? (Да)
1.
А правда ли, что лексика - это весь
словарный запас языка? ( Да)
2.
А правда ли, что слово, имеющее одно
лексическое значение, называется однозначным?
( Да)
3.
А правда ли, что слово тетрадь однозначное? ( Да)
4.
А правда ли, что слово мальчик однозначное? ( Да)
5.
А правда ли, что слово, имеющее несколько лексических
значений, называется многозначным? ( Да)
6.
А правда ли, что слово рукав многозначное? ( Да)
7.
А правда ли, что слово земля однозначное? (Нет)
8.
А правда ли, что слово может иметь прямое и переносное
значение? ( Да)
9.
А правда ли, что омонимами называются
слова одинаковые по звучанию и написанию, но различные по смыслу? ( Да)
10. А
правда ли, что синонимы - это противоположные по смыслу слова? (Нет)
11. А
правда ли, что метель – метелица -
вьюга-буран-это синонимический ряд? ( Да)
12. А
правда ли, что слова красный – синий –
зелёный – голубой - это синонимический ряд? (Нет)
13. А
правда ли, что антонимы - это слова
одной и той же части речи с противоположным значением? ( Да)
14. А
правда ли, что пары слов весёлый –
печальный - это антонимы? ( Да)
15. А
правда ли, что пары слов толстый – мягкий
- это антонимы? (Нет)
16. А
правда ли, что пары слов близкий -
далёкий - это антонимы? ( Да)
17. А
правда ли, что пары слов тихий -
бесшумный - это антонимы? (Нет)
18. А
правда ли, что буря – ураган - шторм – это
синонимический ряд?
(
Да)
19. А
правда ли, что антонимами могут быть только имена прилагательные? (Нет)
20. А
правда ли, что любое слово может иметь
пару-антоним? (Нет)
А правда ли, что
словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов и
способы их образования? (Да)
1. А
правда ли, что основа – это часть изменяемого слова без окончания? (Да)
2. А
правда ли, что в основе заключено его основное смысловое значение? (Да)
3. А
правда ли, что корень-это изменяемая часть слова? (Нет)
4. А
правда ли, что корень- это общая часть однокоренных слов? (Да)
5. А
правда ли, что в русском языке есть слова без корня? (Нет)
6. А
правда ли, что в русском языке есть слова, состоящие только из корня и
окончания? (Да)
7. А
правда ли, что служебные слова, такие как предлоги, союзы, состоят только из
корней? (Да)
8. А
правда ли, что при помощи суффиксов образуются новые слова? (Да)
9. А
правда ли, что в неизменяемых словах есть только основа? (Да)
10.
А правда ли, что окончание-это
изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и
предложении. (Да)
11.
А правда ли, что для того чтобы
определить окончание слова, надо выделить последнюю букву? (Нет)
12.
А правда ли, что окончание служит для
образования новых слов? (Нет)
13.
А правда ли, что окончание, которое не
выделено звуками, называется нулевым? (Да)
14.
А правда ли, что приставка и предлог-это
одно и то же слово? (Нет)
15.
А правда ли, что приставка-это отдельное
слово? (Нет)
16.
А правда ли, что предлог-это отдельное
слово? (Да)
17.
А правда ли, что приставка пишется со
словом слитно? (Да)
18.
А правда ли, что в составе слова может
быть несколько приставок? (Да)
А правда ли, что
первое слово предложения пишется с прописной буквы? (Да)
1.
А правда ли, что имена пишутся со строчной (маленькой) буквы? (Нет)
2.
А правда ли, что безударные гласные в
корне надо писать по слуху? (Нет)
3.
А правда ли, что для того чтобы
проверить правописание безударного гласного в корне слова, надо подобрать
однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало
ударение? (Да)
4.
А правда ли, что бывают слова с двумя
безударными гласными в корнях слова? (Да)
5.
А правда ли, что слова с непроверяемым
безударным гласным надо запомнить или посмотреть в словаре? (Да)
6.
А правда ли, что в слове могут быть
звуки парные по глухости-звонкости в слабой позиции? (Да)
7.
А правда ли, что слабая позиция-это
позиция звука в конце слова или перед глухим согласным? (Да)
8.
А правда ли, что сильная позиция-это
позиция перед любым гласным или сонорным звуком? (Да)
9.
А правда ли, что перед союзами а, но не ставится запятая? (Нет)
10. А
правда ли, что ЧА, ЩА пишутся с
буквой Я? (Нет)
11. А
правда ли, что мягкий знак обозначает только мягкость согласных на письме?
(Нет)
12. А
правда ли, что Ъ пишется после приставок? (Да)
13. А
правда ли, что в русском языке встречаются слова с удвоенными согласными? (Да)
14. А
правда ли, что при переносе слов можно оставлять в конце строки или переносить
на другую строку одну букву? (Нет)
15. А
правда ли, что сочетание согласных ЧК-ЧН
пишется с мягким знаком? (Нет)
16. А
правда ли, что после шипящих в именах существительных мужского рода в
именительном и винительном падежах в конце слова пишется
Ь? (Нет)
1.
А правда ли, что текст в переводе с латинского языка обозначает ткань, сплетение,
соединение? (Да)
2.
А правда ли, что текст-это слова, расположенные по алфавиту? (Нет)
3.
А правда ли, что текст-это ряд предложений, расположенных в определённой
последовательности и связанных друг с другом по смыслу? (Да)
4.
А правда ли, что минимальной единицей текста является предложение? (Да)
5.
А правда ли, что абзац-это отступ в начальной
строке текста? (Да)
6.
А правда ли, что красной строкой называют первое предложение текста? (Нет)
7.
А правда ли, что зачин, основная часть, концовка (заключение)-это основные части
текста? (Да)
8.
А правда ли, что в зачине рассказывают, чем закончились события? (Нет)
9.
А правда ли, что заключение-это начальная часть текста? (Нет)
10. А
правда ли, что заглавие-это первое
слово текста? (Нет)
11. А
правда ли, что в заглавии выражается
тематическое единство текста? (Да)
12. А
правда ли, что текст может существовать в форме монолога и в форме диалога?
(Да)
13. А
правда ли, что монолог-это форма речи, в которой обмен высказываниями
происходит между двумя или несколькими участниками беседы? (Нет)
14. А
правда ли, что диалог-это форма речи, в которой ряд связанных друг с другом
предложений оформляется в развёрнутое высказывание одного лица (автора)? (Нет)
15. А
правда ли, что описание-это
смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление,
факт, понятие? (Нет)
16. А
правда ли, что рассуждение-это
смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных,
человека? (Нет)
17. А
правда ли, что повествование-это
смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой
последовательности. (Да)
1. А
правда ли, что любое высказывание, которое сообщает о чём-либо, может быть предложением?
(Да)
2. А
правда ли, что предложение-это слово или группа слов, в которых заключается
вопрос? (Да)
3. А
правда ли, что предложение выражает законченную мысль? (Да)
4. А
правда ли, что предложения бывают простые и сложные? (Да)
5. А
правда ли, что сложное предложение состоит из двух или нескольких простых
предложений? (Да)
6. А
правда ли, что предложения по цели высказывания делятся на повествовательные,
вопросительные и побудительные? (Да)
7. А
правда ли, что в повествовательных предложениях выражаются различные побуждения
к действию - приказ, просьба, призыв, совет? (Нет)
8. А
правда ли, что вопросительные
предложения сообщают о каком-либо событии или факте? ( Нет)
9. А
правда ли, что в побудительных предложениях выражается вопрос? ( Нет)
10. А
правда ли, что побудительные предложения произносятся с повышением голоса,
напряжённо? (Да)
11. А
правда ли, что в повествовательных предложениях часто встречаются обращения? (
Нет)
12. А
правда ли, что обращение-это слово или сочетание слов, которое называет того, к
кому мы обращаемся с речью? (Да)
13. А
правда ли, что на письме обращения никак не выделяются? ( Нет)
14. А
правда ли, что в конце повествовательного предложения ставится вопросительный
знак? ( Нет)
15. А
правда ли, что в конце вопросительного предложения ставится точка? ( Нет)
16. А
правда ли, что в конце побудительных предложений ставится восклицательный знак?
(Да)
17. А
правда ли, что предложение, в котором содержится утверждение, называется
отрицательным? ( Нет)
1.
А правда ли, что к слову врач
можно поставить вопрос что?
( Нет)
2.
А правда ли, что к слову зима можно
поставить вопрос кто? ( Нет)
3.
А правда ли, что к названиям предметов
ставятся вопросы кто или что? (Да)
4.
А правда ли, что слова, которые обозначают признаки предметов,
отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? (Да)
5.
А правда ли, что слово кислый
отвечает на вопрос что? ( Нет)
6.
А правда ли, что слово кудрявый
отвечает на вопрос какой? (Да)
7.
А правда ли, что слово сладкая
отвечает на вопрос какая?
(Да)
8.
А правда ли, что слово спелое
отвечает на вопрос кто? ( Нет)
9.
А правда ли, что слово дружные отвечает на вопрос какие?
(Да)
10. А
правда ли, что слово облака отвечает на вопрос какие?
( Нет)
11. А
правда ли, что слово маленький отвечает на вопрос какое? (Нет)
12. А
правда ли, что слово высокий отвечает на вопрос какой?
(Да)
13. А
правда ли, что слово свежая сочетается со словами рыба,
газета, рубашка? (Да)
14. А
правда ли, что слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопрос
кто или что? ( Нет)
15. А
правда ли, что слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на
вопросы что делать, что делает? (Да)
16. А
правда ли, что слово машина отвечает на вопрос что
делает? ( Нет)
17. А
правда ли, что слово рыбачить отвечает на вопрос что
делать? (Да)
18. А
правда ли, что слово молчит отвечает на вопрос какой? ( Нет)
19. А
правда ли, что слово побеждает
отвечает на вопрос кто? ( Нет)
20. А
правда ли, что посеешь – это слово-действие? (Да)
21. А
правда ли, что слово светит обозначает действие
предмета? (Да)
22. А
правда ли, что слова рыбка, рыбачить, рыбный отвечают на
один и тот же вопрос? ( Нет)
1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий