Занятие-тренинг на
родительском собрании
"Давайте начнем с
себя"
Вступительное
слово
Родители –
первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь
народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын
своего отца”, “впитал с молоком матери”.
Мысль о том,
что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям
воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить
родителей.
Упражнение
– тренинг «Снежинка»
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное
условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы
одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте
следующее:
1.
сложите лист пополам.
2. оторвите правый верхний уголок
3. опять сложите лист пополам
4. снова оторвите правый верхний уголок
Продолжайте
эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую
снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как
у вас. Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные
качества.
Во время обучения ребенка в школе мы
(дети, учителя и родители) составляем треугольник.
(при этом я
не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной
вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая
новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А
задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.
Что
произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
А что
сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья
нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
Отсюда
вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и
работалось в его “втором” доме – в школе.
- Уважаемые
родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее
рассказать.
Притча.
Прожили
люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
-
Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
-
С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им
мудрец.
Люди
всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить
Путника Вечности.
-
Нет он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один
не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной
белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел
усталым – значит, и тот был не он.
Вот
и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал
ребенок.
Но
вот взошла Утренняя Звезда.
Люди
уставились на дорогу – где Путник?
Где-то
запел жаворонок.
Где-то
заржал жеребенок.
Где-то
заплакал ребенок.
А
Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли
к мудрецу с жалобой:
-
Где же обещанный Путник Вечности?
(-
А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
-
А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
-
Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
-
Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так
люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок –
это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода.
А почему?
- Ведь
именно ему жить в будущем.
- Душа
ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана
<Рисунок 2>).
Каким вы
хотите видеть своего ребенка? (Какими
чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его
наделить?)
У каждого из
Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите
его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
(При помощи
скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. <Рисунок
3>)
- Добрым,
умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
-
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые
люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не
разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми,
умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
- Но кто из
нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает
нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие,
высокомерие, трусость…
Задумаемся
над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются
воспитывать детей, не воспитывая себя!”
Давайте
здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на
своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это
может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”!
(Здесь нам пригодится горящая свеча.)
-
Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и
свободнее становится на душе.
Давайте
подведем итог нашей встречи.
- Кто же является
Путником Вечности, способным спасти человечество?
- Ребенок.
- Каким
должен быть этот Путник?
-
Благородным Человеком.
- Кто же
воспитывает его?
- Мы,
Взрослые.
- Наша
задача воспитывать Благородного Человека, т.е. рождающего Благо!
Но прежде
чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …
- Себя!
2.
«СЕРДЦЕ СЕМЬИ»
Ведущий
вывешивает на стенде или классной доске изображение сердца и сообщает: «Это
сердце счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, сокровища счастливой семьи»
Участники( члены одной семьи) договариваются и записывают на стикерах, что, по
их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники
прикрепляют стикеры на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все
ответы. Проводится анализ игры.
4.
«КОРЗИНА ЧУВСТВ»
Учитель
предлагает «поместить в корзину чувств» свои переживания по теме или проблеме
собрания. Например, на первом родительском собрании в 1 классе учитель
предлагает родителям:
«Уважаемые
мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые
разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать
человек. После того, как Ваш ребенок переступил школьный порог, в Вашем сердце
прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование.
Сейчас мы будем передавать эту корзину и я попрошу Вас рассказать о ваших
впечатлениях за 2 первые недели обучения ребенка в школе».